14 февраля старший вице-президент Российского экспортного центра Алексей Кожевников выступил на сессии «Экспорт продукции АПК. Региональная повестка» в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи. Эксперты обсудили особенности несырьевого неэнергетического экспорта и меры поддержки агропредприятий.
Алексей Кожевников отметил, что объем экспорта продукции российского АПК составил в 2018 году 25,7 млрд долларов, что превысило плановые показатели.
По его словам, российский экспорт растет 26-ой месяц подряд и такой темп необходимо стараться сохранить и в дальнейшем, при этом существует необходимость «перенастраивания» мер государственной поддержки.
— РЭЦ активно развивает поддержку экспорта продукции АПК, следуя за основными приоритетами государственной аграрной политики, в том числе в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Мы предлагаем предприятиям получать банковские субсидии, выполняем агентскую функцию по ряду инструментов господдержки, в том числе помогаем компаниям в продвижении товаров за рубежом и в организации специализированных мероприятий, участию компаний в бизнес-миссиях — Алексей Кожевников, Старший вице-президент РЭЦ
По его мнению, одна из проблем заключается в том, что российская продукция АПК, идущая на экспорт, достаточно дешевая. Стоимость, в среднем, одной тонны экспортной продукции из России сегодня в 3–4 раза ниже стоимости тонны импортной продукции.
— Мы должны понимать, что более технологичные, современные товары потребуют совершенно иных инструментов продвижения. Мы должны быть готовы к новым инструментам аналитической работы и маркетинга, к новым инструментам продвижения отечественных брендов и логистике. Это большая комплексная работа, которую нельзя делать частями. В сельском хозяйстве все взаимосвязано. Ты обязан иметь конкурентоспособное сырье, средства обработки почвы и защиты растений, удобрения и технологии, качественную селекцию, семена и так далее. Если цепочки нет, нельзя просто взять и нарастить экспорт мяса. Это нужно делать либо в комплексе, либо это не заработает в целом — Алексей Кожевников, Старший вице-президент РЭЦ
Еще одним перспективным направлением Кожевников назвал инжиниринговые и строительные услуги, туризм, а также IT-услуги.
— Если мы хотим строить современную экономику, мы должны налаживать и учет, и качество услуг в этой сфере. Ведь что такое экспорт? Это объективное мерило конкурентоспособности продукта. Имея современные услуги, которые потребляются за рубежом, ты можешь быть уверен в том, что у тебя есть конкурентоспособный продукт внутри страны — Алексей Кожевников, Старший вице-президент РЭЦ